Содержание

 

Введение

Радиантное мышление

 Законы интеллект-карт и комментарии к ним.

 Базовые порядковые идеи

Три «П» интеллект-карт

 Недостатки стандартного конспектирования и преимущества интеллект-карт

Сила образов

Рекомендаци по составлению интеллект-карт и комментарии к ним

Типичные ошибки, свойственные начинающим составителям интеллект-карт (майндмаперам)

Применение интеллект-карт

Заключение

Ссылки

Приложение (примеры интеллект-карт)
1
2
3
4
5
6
7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Введение

 

Интеллект-карта - это графическое выражение процесс радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.

Метод интеллект - карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи. Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

а)       объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

б)      основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в)      ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллект - карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений (например, обще принятых аббревиатур), а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект-карт. И то, и другое, и третье помогает усовершенствовать творческий запал при создании и дальнейшем использовании интеллект-карт, а равно лучше запомнить содержащуюся в них информацию.

Интеллект-карты помогают усвоить разницу между способностью к хранению объема информации, которая может бать запечатлена в памяти, что, собственно, позволяет демонстрировать метод интеллект-карт, и эффективностью хранения информации, повысить которую он (метод) призван. Эффективное хранение информации в мозге увеличивает объем усвоенной информации. Это напоминает разницу между хорошо и плохо организованным складом или между двумя библиотеками, в одной из которых имеется каталог книг, а  другой таковой отсутствует.

Интеллект-карта представляет собой шаг вперед на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двухмерное) к радиантному (многомерному) мышлению.

 

 

 

 

 

I. Радиантное мышление

 

Что происходит в мозге, когда человек жует сочную rpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминаете о пережитом?

Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое  слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков».

Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом. 

В результате использования этой многоканальной системы обработки  и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты».

Мышление, таким образом, можно представить себе в виде большой ассоциативной машины (БАМ), а мозг - сверхмощным биокомпьютером, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. Подобная структура отвечает строению нейронных систем, составляющих физическую архитектуру мозга.

Расчеты показывают, что существующая  в мозге база единиц информации и ассоциаций, отходящих от них в виде информационных каналов, содержит их в количестве нескольких квадриллионов.

Некоторые люди используют этот факт в качестве довода, почему они считают дальнейшее учение ненужным, выставляя в качестве аргумента то, что их мозг уже и так практически заполнен информацией. Они говорят, что по этой причине они не желают усваивать новую информацию, приберегая «драгоценное оставшееся пространство» на нечто «по-настоящему стоящее». Однако для подобной озабоченности нет никаких оснований, поскольку, как сейчас известно, благодаря работам парижского ученого д-ра Марка Розенвейга, даже если бы мозг питали 10 единицами информации (где каждая единица представляет собой единичное слово или изображение) каждую секунду в течение 100 лет, заполненным оказалось бы менее одной десятой суммарного объема памяти.

Эта способность мозга хранить колоссальный объем информации обеспечивается невероятной сложностью замысловатых биохимических «треков», образующихся в ходе метаболических процессов в синапсе. Даже крошечный фрагмент одного метаболического канала связи демонстрирует удивительную сложность научных данных

И как указывал профессор Анохин, даже феноменальная емкость мозга в качестве жилища информации меркнет, когда речь идет о способности мозга формировать ассоциативные связи с использованием данных, которыми он располагает.

Сколь бы много единиц информации ни хранилось в памяти, сколь бы много ассоциаций не было бы сформировано за жизнь человеком, его потенциал к тому, чтобы плодить новые комбинации мыслей, превышает это число на несколько квадриллионов!

Из знаний об описанном выше необычайно мощном механизме обработки информации вытекает концепция радиантного мышления, практическим приложением которого является метод интеллект-карт.

Каким образом получаем возможность пользоваться этим новым способом мышления? Посредством интеллект-карт, которые являются прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления. Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например; листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность  в пространстве, времени и цвете.

Перед тем как выяснить, как применяется этот мощный инструмент, важно усвоить основные практические принципы работы мозга, создающего интеллект-карту. Также важно понять, что радиантное мышление является тем естественным и, по сути, автоматическим способом, посредством которого человеческий мозг «мыслил» во все времена. В ходе эволюционного развития мыслительных процессов использовались лишь отдельные лучи, исходящие от радианта, вместо того чтобы использовать весь мощный многомерный механизм.

Удивительный механизм – мозг человека - выполняет пять основных функций по обработке информации:

1.      Восприятие

Информация «вводится» через органы чувств.

2.      Удержание

Посредством работы памяти, что включает хранение информации и вспоминание (способность извлекать хранящуюся информацию).

3.      Анализ

Распознавание взаимоотношений между различными аспектами, присущими предмету анализа, а также обработка информации.

4.      Вывод

Передача информации в какой-либо форме, например, в виде акта творчества.

5.      Управление

Управление всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме в целом.

Указанные пять функций мозговой деятельности взаимно дополняют друг друга. Например, проще воспринимать формацию, если вы проявляете интерес к ней, в результат процесс восприятия мотивирован и осуществляется с участи и всех ментальных функций. Если информация воспринята эффективно, оказывается, что ее проще зафиксировать и подвергнуть анализу. С другой стороны, эффективное удержание анализ информации улучшают вашу способность воспринимать информацию.

Подобным образом анализ, представляющий собой сложное сочетание различных задач по обработке информации, требует способности удерживать информацию (фиксировать и строить на ее основе ассоциативные связи), которая была воспринята. Качество анализа информации также очевидным образом зависит от способности воспринимать и удерживать информацию.

Рассмотренные три функции находят логическое следствие в четвертой - вывод информации, или нахождение внешнего выражения, будь то посредством интеллект-карт, речи, жестов и т. п., того, что было воспринято, удержано и подвергнуто анализу.

Пятая функция - управление - относится к тому, как мозг управляет всеми ментальными и физическими процессами человеческого организма, частью которого является, включая регуляцию самочувствия, отношение к окружающему миру и т. п. Эта функция имеет особое значение ввиду того, что для оптимальной работы восприятия, удержания, анализа и вывода информации необходимы нормально функционирующие разум и тело.

 

II. Законы интеллект-карт и комментарии к ним

 

Законы интеллект-карт призваны увеличить степень ментальной свободы. В рассматриваемом контексте важно не путать порядок с жесткой структурой или свободу с хаосом. Очень часто порядок воспринимают негативно, считая его чем-то противоположным гибкости, а также ограничивающим свободу. Схожим образом свободу нередко путают с хаосом и отсутствием структуры. На деле же ментальная свобода означает способность приводить хаос в порядок. Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления  и законы структуры.

 

Законы содержания и оформления:

1.               Используйте эмфазу

·                                                                всегда используйте центральный образ.;

·                                                                как можно чаще используйте графические образы.

·                                                                для центрального образа используйте три и более цветов.

·                                                                чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы

·                                                                пользуйтесь синестезией (комбинированием всех эмоционально-чувственного восприятия). Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

·                                                                стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.

·                                                                стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

2.      Ассоциируйте

      используйте стрелки, когда необходимо показать связь между элементами интеллект-карты.

      используйте цвета.

      используйте кодирование информации.

3.      Стремитесь к ясности в выражении мыслей

      придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

      используйте печатные буквы.

      размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

      следите за тем, чтобы длина линии примерно равна длине соответствующего ключевого слова.

      соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом

      делайте главные линии плавными и более жирными

      отграничивайте блоки важной информации с помощью линий

      следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

      держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».

      старайтесь располагать слова горизонтально.

4. Вырабатывайте собственный стиль

 

Законы структуры:

1.   соблюдайте иерархию мыслей

2.   используйте номерную последовательность в изложении мыслей

 

Рекомендации дополняют законы:

1.     устраняйте ментальные блокады

2.     совершенствуйте достигнутое

3.     подготовьтесь перед работой с интеллект-картами.

 

Комментарии к законам интеллект-карт

Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу

Умение выделять значимое, делать акцент на чем-либо, иначе говоря, пользоваться эмфазой, является одним из важнейших факторов успеха в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Следующие законы позволяют  достигнуть наибольшего успеха занятиях с интеллект-картами.

Всегда используйте центральный образ

Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, значит, и мозга человека. Он дает рождение многочисленным ассоциациям и чрезвычайно эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, причем сразу на нескольких уровнях восприятия. Он бросается в глаза, притягивает внимание.

Если какое-либо слово имеет центральное значение для интеллект-карты, его можно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объемного изображения, палитры цветов и привлекательной формы.

Как можно чаще использовать графические образы

Использование графических образов при любом удобном случае обеспечивает все преимущества, описанные выше, и кроме того, эффективный баланс между визуальными и речевыми кортикальными способностями, совершенствуя  умение воспринимать визуальный мир.

Для центрального образа используется три и более цветов

Цвета стимулируют память и творческий порыв и дают избежать опасностей, кроющихся в статичной тонности. Цвета добавляют жизни вашим рисункам и делают их более привлекательными.

Чаще придавать изображению объем, а также использовать выпуклые буквы

Объемное изображение заставляет объекты выглядеть выпукло, а все, что выглядит выпуклым, лучше воспринимаете и запоминается.

Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия)

Где только возможно, следует включать в интеллект-карту слова или образы, относящиеся к функциям пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, восприятия вкуса осязания, а также кинестезии (физическому ощущению своего пребывания в какой-либо среде, в тех или иных условиях). Подобное правило использовалось многими знаменитыми мнемонистами, а также великими писателями и поэтам

Интересно наблюдать за тем, как дети, особенно младшего возраста, воспринимают природу всеми своими органами чувств. Они трогают предметы, пробуют их на вкус, они двигаются и одновременно исследуют мир вокруг себя; сочиняют песенки, стишки о том, что видят; рассказывают друг другу придуманные ими самими истории, при этом их фантазии и мечты легко переводятся на язык интеллект-карт.

Подобно открывающим для себя мир детишкам, великий мнемонист Шерешевский, известный под инициалом 'S', использовал синестезию, чтобы запоминать каждый момент своей жизни. В своей книге об 'S' «Разум мнемониста» Александр Лурия рассказывает:

Для 'S' так же, как для других, первостепенное значение имел смысл слов. Каждое слово вызывало в его мозге тот эффект, который давал рождение графическому образу, связанному с ним; отличало, однако, его от других людей то, что его образы были несравнимо более яркими и устойчивыми. Кроме того, его образы всегда носили в себе элемент того, что принято называть синестезией...

Движение также является важным мнемоническим фактором. Слова, рисунки, интеллект-карта в целом могут двигаться - подобно чудесным и легкозапоминаемым мультипликационным героям Уолта Диснея. Чтобы заставить свои образы двигаться, необходимо снабжать их подходящими индикаторами движения.

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики

Варьирование размеров наносимых на интеллект-карт объектов, слов или образов есть наилучший способ указать их относительную значимость в составе отдельной иерархии. Кроме того, объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.

 

 

Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте

Оптимальное размещение элементов улучшает восприятие интеллект-карты в целом, помогает организации иерархий, делает интеллект-карту открытой для дополнений и улучшает ее эстетические качества.

 

 

 

 

 

 

 

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим

Оставление пустого пространства вокруг элементов интеллект-карты придает ей вид упорядоченной и законченной структуры. Более того, пустое пространство вокруг элементов может иметь не меньшее значение, чем сами элементы.


Например, в японском искусстве составления цветов (икебана) один секретов красивого букета состоит в подборе верного расстояния между отдельными цветками. Подобным образом вмузыке пауза нередко играет большое значение. Так, наприменр, знаменитая Пятая симфония Бетховена начинается спаузы, или немой ноты.

 

 

 

2. Ассоциируйте

Умение использовать ассоциации представляет собой один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Ассоциации - это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом, и, кроме того, является ключом, отпирающим двери к тайникам памяти и мышления.

Коль скоро центральный образ и базовые порядковые идеи  определены, ассоциации способны привести к самым потаенным глубинам знания о предмете  интереса.

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты

Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение - задавать направление.

Используйте цвета

Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении интеллект-карты обеспечит скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию, и будет способствовать увеличению числа и диапазона творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с интеллект-картами, так и групповой работе.

Используйте кодирование информации

Коды позволяют обеспечивать мгновенную связь между различными частями интеллект-карты. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму.

Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем, чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.

При умелом использовании палитры цветов, наборов символов, форм и образов коды способствуют более четкой и ясной организации категорий и иерархий. Их также удобно использовать для привязки неких специальных данных (например, биографических сведений) к интеллект-карте.

 

 

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если записи ведутся обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь памяти. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому на каждую линию

 Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линии одни словом,  обеспечивается ассоциативная свобода. Важные формулировки при этом не теряются, и все возможные их варианты тоже.

Используйте печатные буквы

Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, с лихвой компенсируется теми выгодами, которые они приносят, а именно более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Кроме того, то обстоятельство, какими буквами, прописными или строчными, написано слово, может служить индикатором относительной значимости слов в составе интеллект-карты.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями

Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легкозапоминаемой. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций и, в процессе этого, дальнейшее развитие интеллект-карты.

Следите за тем, чтобы длина линии примерно ровнялась длине соответствующего ключевого слова

Этот закон позволяет размещать слова теснее друг к другу, тем самым способствуя скорейшей ассоциации. Кроме того, сэкономленное пространство позволяет включить в интеллект-карту большее количество информации.

Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом

Соединяя линии в своей интеллект-карте, тем самым как бы обеспечивается связность  мыслей. Линии можно видоизменять в стрелки, кривые, петли, окружности, овалы, треугольники, многоугольники - словом, превращать их в фигуры любой формы, пришедшейся по вкусу.

Делайте главные линии плавными и более жирными

Посредством эмфазы жирные линии автоматически сигнализируют мозгу о важности связанных с ними идей и понятий. Если  преимущества интеллект-карты используются для нужд какого-либо исследования, в процессе создания интеллект-карты можно столкнуться с тем, что периферийные идеи оказываются более значимыми, нежели те, что изначально занимали центральное место. В таких случаях соответствующие линии делаются жирными. Слегка извилистые, плавные, проведенные от руки линии более отвечают духу и целям интеллект-карты, нежели начерченные с помощью линейки.

 

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий

Когда блок информации окаймлен замкнутой линией, это наделяет его границей, имеющей свою неповторимую. Эта форма может затем использоваться в качестве ассоциации, помогающей вспомнить информацию, содержащуюся в рассматриваемом блоке. Для использующих мнемонику опытных майндмаперов названные формы способны стать «живыми картинами», которые резко увеличивают верность вспоминания нужной информации.

Краткосрочная память в среднем способна удерживать не более семи единиц информации. Группирование позволяет значительно увеличить этот показатель.

Например, человек с нетренированным мозгом в среднем способен запомнить семизначный телефонный номер. Тренированный мозг, с другой стороны, сгруппирует все семь цифр телефона каким-либо осмысленным способом и оставит, таким образом, место в краткосрочной памяти для другой информации.

В 1982 г. Чейз и Эриксон провели эксперимент по изучению этого феномена памяти. Описание эксперимента, сделанного Глассом и Хольоком в 1986 году: один испытуемый привлек к себе особый интерес. Как и все, он прежде запоминал в среднем не более семи цифр. Однако после более чем двух лет тренировки в технике группирования он научился запоминать 82 цифры. Стратегия, которой он придерживался, состояла в группировании цифр таким образом, чтобы связать полученные группы с информацией, отложной в долгосрочной памяти.

 Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными

Внешняя ясность образа является необходимым условием  ясности, скрытой за образом мысли (внутренней ясности) Ясная, понятная для читающего интеллект-карта также всегда более элегантна и эстетична.

Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»

Горизонтальное (ландшафтное) расположение бумаги предоставляет больше свободы и пространства для создания интеллект-карты, нежели при вертикальном (портретном) расположении листа бумаги.

Люди, недостаточно опытные в работе с интеллект-картами, нередко вращают перед собой бумагу, вместо того чтобы активнее двигать рукой и карандашом. Хотя обычно на качество интеллект-карты это практически не влияет, чтение карты по завершении работы над ней может потребовать изгибов головы и тела.

Старайтесь располагать слова горизонтально

Горизонтальное расположение слов обеспечивает мозгу скорейший доступ к информации, содержащейся в интеллект карте, и это следует отнести как к углу, под которым наносятся линии, так и к написанию слов.

 4. Вырабатывайте собственный стиль, при этом неукоснительно соблюдая законы интеллект-карт

Интеллект-карты должны отражать уникальную структуру мышления мозга; и чем лучше это удается, тем мозгу общаться с ними и приобретать дальнейший навык. Для того, чтобы выработать свой уникальный стиль необходимо придерживаться правила «1+». Это означает, что каждая созданная интеллект-карта должна быть чуть более нарядной, чуть более объемной, содержать чуть более игры воображения, быть чуть более ассоциативно-логичной и чуть более красивой, чем предыдущая.

Базовые порядковые идеи

Чтобы управлять этой огромной ментальной энергией и находить ей применение,  необходимо структурировав свои мысли и интеллект-карты путем использования иерархий и категорий. Первый шаг состоит в том, чтобы определиться с базовыми порядковыми идеями (БПИ).

Базовые порядковые идеи представляют собой ключевые концепции, в рамках которых можно уместить концепции более низкого порядка, как правило, разбитых на категории. Понятие «машины», к примеру, содержит в себе огромное количество категорий, одна из которых — «механические транспортные средства». Последняя, в свою очередь, содержит в подкатегории, одна из которых — «легковые автомобили». «Легковые автомобили» также включают множество марок, в числе «Форд»; последние, в свою очередь, могут быть подразделены на множество моделей.

С такой точки зрения, слово «машины» представляет собой более «мощное» слово, нежели, например, «Форд», поскольку охватывает и заведомо структурирует огромную массу информации. Понятие «машины» одновременно подразумевает набор категорий и размещает последние в иерархическом порядке, располагаясь во главе рассматриваемой иерархии.

Аналогичным образом конкретная иерархия может стать частью иерархии более высокого уровня. Понятие «изделие», например, включает в себя понятие «машины», располагаясь, таким образом, над ним на иерархической лестнице. «Мощные» слова, выражающие базовые порядковые идеи, являются тем ключом, с помощью которого можно управлять творческим процессом генерации ассоциаций. Иными словами, они представляют собой названия глав, которые вы бы использовали, решив написать книгу на рассматриваемую тему.

Классический эксперимент, проведенный Бауэром, Кларком, Лесгольдом и Винценцем в 1969 г., продемонстрировал значение иерархической организации информации для улучшения работы памяти. В данном эксперименте испытуемых разделили на две группы. Вниманию каждой группы предложили четыре карточки, на каждой из которых содержался перечень из 28 слов.

Для участников группы № 1 слова были расположены иерархически. Например, слово «инструмент» размещалось вверху, под ним шли два ответвления, обозначенные словами «струннве» и «ударные». Еще ниже шли ответвления от слова «струнные» к словам «скрипка», «альт», «виолончель», а от слова «ударные» к словам «гонг», «литавры», «цимбалы» и т. д.

Участникам группы № 2 предложили запомнить в точности же слова, однако они были расположены на карточках в случайном порядке. Обе группы затем проверили на способность перечислить по памяти изученные слова. Как вы може-

Догадаться, участники группы № 1, которые запоминали

 

Три «П» интеллект-карт

Во многих древних, особенно восточных, культурах учителя обычно давали своим ученикам всего три основных указания: «повинуйся», «помогай», «спорь». Каждое характеризовало конкретную стадию обучения.

В теории интеллект-карт эквивалентами названных указаний являются три «П»:

«Принимай» означает, что на первом этапе требуется забыть какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать законам интеллект-карт и рекомендациям по их составлению.

«Применяй» относится ко второму этапу. Рекомендуется, чтобы на этом этапе  составлялось не менее 100 интеллект-карт, применяя законы и рекомендации, вырабатывая и оттачивая собственный стиль и экспериментируя с интеллект-картами различных видов. Если требуется излагать информацию, применять интеллект-карты необходимо до тех пор, пока не почувствуется, что они стали  естественным способом организации мыслей.

«Приспосабливай» относится к последующему непрерывному совершенствованию навыков работы с интеллект-картами

 

III. Недостатки стандартного конспектирования и преимущества интеллект-карт

 

Многие люди используют комбинации трех основных стилей конспектировании/аннотирования:

1.   Повествовательный стиль, состоящий в основном в том, чтобы попросту излагать в виде связного рассказа то, что хотят донести до других.

2.   Изложение в виде перечисления пунктов, содержащий идеи по мере их возникновения.

3.   Изложение в виде многоуровневого перечня пунктов, при котором излагаемые идеи располагаются в иерархическом порядке.

Вместе с тем имеется и четвертый, реже встречающийся стиль, который нередко неодобрительно характеризуют как «беспорядочный». Этот четвертый стиль,  наиболее отвечает идее метода интеллект-карт

Во всем мире три основных рассмотренных стиля конспектирования практически идентичны.

В каждом из рассмотренных выше стилей основными чертами являются:

1. Линейная структура

Конспектирование ведется в виде стандартных, так называемых линейных, записей. Кроме того, используются грамматические правила, хронология и иерархическая последовательность

2.      Символы

Среди используемых графических символов преобладаю буквы и цифры.

3.      Анализ

Применяется анализ, однако его эффективность значительно снижается ввиду линейности структуры, акцента на логичность, нежели на исчерпывающее изложение сути вопроса.

Символы, линейная структуре слова, числа и анализ - основные элементы стандартного конспектирования - являются всего лишь тремя из многочисленных инструментов, доступных головному мозгу. Стандартной конспектирование демонстрирует почти полное отсутствие:

       визуального ритма;

       визуальной структуры;

       цвета;

       образов (воображения);

       графического представления информации;

       оперирования с многомерными объектами;

       пространственной ориентации;

       гештальта;

       ассоциаций.

В принятой ныне стандартной системе ведения конспектов есть четыре основных недостатка.

1. Теряются ключевые слова

Важные идеи получают выражение посредством ключевых слов — обычно существительных или глаголов, которые предоставляют мышлению необходимые ассоциации, когда что-то читаем или слушаем. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.

2. Информацию трудно запомнить

Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смысле не радуют глаз, наводят скуку. Содержащаяся в них информация в итоге оказывается нередко обреченной на забвение.

Кроме того, традиционные конспекты часто построены в виде бесконечных однообразных перечней пунктов. Именно это однообразие приводит к тому, что мозг теряет остроту восприятия, подобным образом страдает и память.

3. Теряется много времени

Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

       записывается много ненужной информации;

       теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

       теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

       теряется время на поиск ключевых слов.

4. Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга

По своей природе линейное представление информации не обеспечивает должной свободы формирования ассоциаций, мешая творческому подходу к обработке информации и эффективному запоминанию. Кроме того, особенно имея дело с конспектами, построенными в виде перечней пунктов, мозг оказывается в плену ощущения, что в какой-то момент вся информация оказывается исчерпанной, а дело, таким образом законченным. Это ложное ощущение завершенности действует почти как ментальный наркотик, замедляющий и сковывающий мыслительный процесс.

Постоянное использование неэффективных традиционный систем конспектирования имеет ряд негативных последствий для нашего мозга.

 Снижается способность к концентрации как результат объяснимой реакции мозга на ненадлежащее с ним обращенш. Приобретаеся привычка тратить впустую много слов ни, разбирая собственные конспекты, ведя, по сути, конспектирование поверх конспектирования, пытаясь добраться до ускользающей от нас сути того, что изучаем.  Мы переживаем потерю уверенности в собственных ментальных способностях и в самих себе Мы теряем тягу к знаниям, столь свойственную малым детям, а также тем, кто имел счастье научиться, как следует правильно учиться.

Мы страдаем от скуки и разочарования в учебе. Чем больше мы работаем, тем меньше продвигаемся вперед, поскольку, сами того не ведая, мы действуем наперекор собственной ментальной природе.

 

Результаты исследований на тему конспектирования/аннотирования

Изложенные ниже сведения подкрепляются многими исследованиями на тему проблем конспектирования, особенно исследованиями, проведенными доктором Хоуи из Эксетер-ского университета.

Исследования д-ра Хоуи имели целью оценить эффективность различных типов конспектирования. Эффективность оценивалась по тому, насколько хорошо студенты способны извлекать информацию из своих конспектов, чем демонстрировали степень понимания усвоенного материала. Испытуемых также проверяли на способность повторять пройденного своим конспектам, с тем чтобы обеспечивались полные осмысленные ответы в условиях, приближенных к экзаменационным, т. е. когда отсутствует всякий справочный материал. Полученные результаты перечислены ниже в порядке повышения эффективности.

·        Главный конспект, продиктованный преподавателем.

·        Полный конспект, выполненный самостоятельно.

·         Краткие емкие записи, продиктованные преподавателем.

·         Краткие емкие записи, выполненные самостоятельно.

·        Записи с выделенными ключевыми словами, продиктованные преподавателем (такие записи оказывались порой особенно бесполезными, поскольку обучаемый, сделавший их, был неспособен строить соответствующие ассоциации).

·        Записи с выделенными ключевыми словами, выполненные самостоятельно.

Исследования Хоуи показывают, что краткость, емкость изложения и собственное активное осмысление материала являются важнейшими факторами успешного конспектирования.

 

Сила образов

В 1970 году Ральф Н. Хабер представил в журнале «Caйентифик америкэн» результаты своего эксперимента, в котором испытуемые просмотрели 2560 слайдов со скоростью один слайд в 10 секунд. Эксперимент, общая продолжительность которого составила семь часов, проводился в виде серии непродолжительных просмотров; на весь эксперимент в итоге ушло несколько дней. Спустя один час после того, как был показан последний слайд, провели тест на узнавание.

Испытуемым поочередно показали 280 пар слайдов при этом один слайд в паре был взят из числа тех, что показывался в ходе эксперимента, а другой, похожей тематики, испытуемые  на деле видели впервые. В среднем точность узнавания составила 85-95 %.

Подтвердив, что мозг обладает непревзойденной способностью к восприятию, удерживанию и воспроизведению информации, Хабер провел второй эксперимент с целью оценить способность мозга к узнаванию в условиях информационного потока высокой скорости. В ходе второго эксперимента демонстрации слайдов была увеличена в 10 раз, составила 1 слайд в секунду.

Результаты оказались идентичными, что не только указывало на выдающуюся способность мозга воспринимать визуальную информацию и воспроизводить ее, но и на высочайшую скорость соответствующих ментальных процессов.

В ходе третьего эксперимента, целью которого было подвергнуть мозг еще более суровому испытанию, скорость показа была сохранена на уровне 1 слайд в секунду, но вместо самих слайдов демонстрировались их зеркальные отражения. Результаты оказались столь же высокими, как и в случае первых двух, явившись доказательством того, что даже при высоких скоростях восприятия информации мозг способен манипулировать образами в трехмерном пространстве без потери качества воспроизведения.

Хабер прокомментировал это следующим образом:

«Подобные эксперименты, в которых в качестве стимулятора выступают изображения, наводят на мысль, что узнавание изображений удается человеку в основном превосходно. Если бы мы использовали 25 000 изображений вместо 2500, результаты, скорее всего, были бы аналогичными».

В ходе другого эксперимента, отчет о котором был опубликован в «Канадском журнале психологии» и автором которого являлся Р. С. Никерсон, испытуемым со скоростью 1 фотография в секунду было показано в общей сложности 600 фотографий; тест на узнавание при этом был проведен сразу после демонстрации. Точность узнавания составила 98 %. Подобно Хаберу, Никерсон продолжил свои эксперименты.

Предложив испытуемым просмотреть 10 000 фотографий, специально отобрав по такому случаю яркие, привлекающие внимание снимки (т. е. такие образы, которые преимущественно используются в методе интеллект-карт).

Результате эксперимента узнавание составило 99,9 %. Сделав скидку на усталость испытуемых, подвергнутых столь суровому эксперименту, Никерсон и его коллеги подсчитали, что, если бы испытуемым показали 1 000 000 фотографий вместо 10000, они узнали бы в среднем 98,6 % снимков.

Одной из причин опального положения, в котором пребывает графический образ, является то, что в современном мире основной упор делается на слово как на главный носитель информации. Другой причиной, вероятно, также является убеждение, ошибочное, однако свойственное многим людям, что они неспособны к рисованию.

Причина, по которой столь много людей считают себя неспособными к созданию графических образов, иначе говоря к рисованию, состоит в следующем. Вместо того чтобы понять, что мозг способен на любые подвиги при условии упорного труда, они принимают начальную неподготовленность за фундаментальную неспособность, рассматривая к тому же ее в качестве меры собственного таланта. Таким образом, они сами обрекают на увядание и гибель ментальную способность, которая иначе могла бы расцвести.

Метод интеллект-карт помогает пробудить в человеке способность к изображению окружающего мира. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

Два широко распространенных заблуждения привели к тому, что в современном мире значение способности к изображению оказалось незаслуженно обделенным вниманием.

1.   Заблуждение, состоящее в том, что нарисованные «неспециалистом» образы являются чем-то примитивным, детски наивным и несерьезным.

2.   Ошибочное мнение, что способность создавать и воспроизводить образы является талантом, дарованным незначительному меньшинству. (На деле же это талант, дарованный Богом каждому без исключения!)

 

IV. Рекомендации по составлению интеллект-карт и комментарии к ним

Устраняйте ментальные блокады

1.  Добавляйте пустые линии.

2.  Задавайте себе вопросы.

3.  Дополняйте карту рисунками.

4.  Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.

Совершенствуйте достигнутое

1. Пересматривайте свою интеллект-карту

2. Проверяйте свою способность к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.

Подготовьтесь перед работой с интеллект-картами

1.                 Подготовьте себя с точки зрения соответствующего внутреннего расположения к работе

·                   Воспитывайте в себе позитивное отношение к работе с интеллект-картами.

·                   Копируйте образы, которые видите вокруг себя.

·                   Не пасуйте перед неудачами.

·                   Любите абсурд!

·                   Настройте себя на создание красивых интеллект-карт.

2.  Подготовьте материалы и принадлежности, с которыми вам предстоит работать.

3.  Подготовьте свое рабочее место

·                   Следите за тем, чтобы в комнате, в которой вы работаете,

была нормальная температура.

·                   Отдавайте предпочтение естественному освещению

·                   Следите за тем, чтобы комната, в которой вы работаете хорошо проветривалась

·                   Обставьте комнату так, чтобы она отвечала вашим представлениям об идеальном месте для интеллектуальной работы.

·                   Следите, чтобы окружающие вас предметы обстановки

составляли вам эстетическое наслаждение.

·                   Работайте под приятную музыку или в тишине — как предпочитаете.

 

Комментарии к рекомендациям по составлению интеллект-карт

Устраняйте ментальные блокады

1.                Добавляйте пустые линии.

.Случилось временно столкнуться с ментальной блокадой, просто добавьте одну или более пустых линий к своей интеллект-карте. Это озадачивает мозг необходимостью заполнить оставленный пробел через какое-то время и настроите себя к скорейшему «подключению» к его неисчерпаемому источнику ассоциаций.

2.      Задавайте себе вопросы

Путем поиска ответов на вопросы мозг аккумулирует знания. Это способствуете скорейшему устранению ментальных блокад.

3.      Пополняйте карту рисунками

Новые рисунки, включенные в интеллект-карту, способны стать «спусковым крючком» для новых ассоциаций и облегчить задачу вспоминания.

4. Всегда помните о безграничной ассоциативной способности мозга

Подобный ментальный подход позволяет избавиться от приобретенных предубеждений и комплексов в отношении  собственных мыслительных способностей.

Совершенствуйте достигнутое

1. Пересматривайте свою интеллект-карту

Исследования показывают, что эффективность запоминания изучаемого материала меняется в соответствии со строго определенной кривой, построенной относительно шкалы времени.

После часа работы над интеллект-картой в идеале следует повторно возвращаться к ней через следующие промежутки времени:

       через 10-30 минут;

       спустя сутки;

       спустя неделю;

       спустя месяц;

       спустя 3 месяца;

       спустя б месяцев.

Придерживаясь этого графика, интеллект-карта становится частью долгосрочной памяти.

2. Проверяйте свою способность к вспоминанию информации содержащейся в интеллект-карте

При повторной работе с интеллект-картой, рекомендуется быстро набросать проверочную карту (тратя на это не более 5-7 минут), кратко резюмирующую все, что можно вспомнить из основной.

Когда идет  проверка исходной интеллект-карты мозг пребывает в прочной зависимости от внешнего стимула состоящего в том, что пересматриваемая информация узнается почти мгновенно и не несет в себе элемента новизны. Проверочная карта позволяет проверить, что мозг в состоянии вспомнить в отсутствие внешнего стимула. После этого можно сравнить проверочный результат с исходной интеллект-картой и исправить ошибки, несоответствия или заполнить пробелы.

1. Подготовьтесь перед работой с интеллект-картами

 Подготовьте себя с точки зрения соответствующего внутреннего расположения к работе

Воспитывайте в себе позитивное отношение к работе с интеллект-картами. Позитивное отношение помогает раскрепостить мозг, увеличить вероятность возникновения спонтанных ассоциаций, способствует физическому комфорту, улучшает восприятие и располагает к ожиданию позитивных результатов от работы. Преимущества, которые дарит позитивное отношение, безусловно, отражаются на качестве создаваемых интеллект-карт. В связи с этим очень важно подходить к любой задаче, связанной с их составлением, сугубо позитивно, даже если выполнение задачи происходит в традиционно «негативных»  условиях.

Копиуйте образы, которые видите вокруг себя

При всяком удобном случае копируйте в порядке тренировки интеллект-карты, созданные другими людьми, объекты  видимого мира, произведения искусства. Это необходимо затем, что  мозг приспособлен учиться посредством копирования с последующим созданием новых образов или понятий на основании скопированного.

Не пасуйте перед неудачами

Многие испытывают разочарование, когда созданные интеллект-карты не отвечают их исходным ожиданиям. В таких случаях  следует проанализировать свою интеллект-карту с позиций позитивизма и принять решение продолжить работу над улучшением непонравившейся интеллект-карты

Любите абсурд

Особенно на начальной, самой творческой, стадии создания интеллект-карты следует записывать и/или зарисовывать все «абсурдные» и «бредовые» идеи, давая возможность новым идеям пустить от них ростки. Это связано с тем, что идеи, на первый взгляд абсурдные и бредовые, далекие от нормы, впоследствии оказываются переворотом в науке, а переворот далек от нормы по определению.

Настройте себя на создание красивых интеллект-карт

Это естественно, что мозг настроен на красоту. Поэтому чем красивее созданная интеллект-карта, тем более созидательно она используется ее и тем лучше вспомнится информация, содержащаяся в ней.

2. Подготовьте материалы и принадлежности, с которыми вам предстоит работать

На подсознательном уровне человек склонен воспринимать сенсорный импульс позитивно или негативно в зависимости от того, насколько тот или иной объект субъективно привлекателен для него. Бумага, ручки. карандаши, фломастеры, а также принадлежности для организации и хранения документов - все должно быть самого высокого качества, радовать глаз и, самое главное, обеспечивать  желание работать.

3. Подготовьте свое рабочее место

Подобно письменным принадлежностям, рабочее место и окружающее его пространство могут вызывать отрицательную, нейтральную или положительную peакцию. Поэтому окружающая обстановка должна радовать глаз и доставлять ощущение комфорта.

Следите за тем, чтобы в комнате, в которой вы работаете, была нормальная температура

Отдавайте предпочтение естественному освещению

При естественном освещении менее всего напрягаются глаза и более точным является восприятие таких визуальных параметров, как цвет, форма, толщина линий и относительные размеры изображаемых объектов.

Следите за тем, чтобы комната, в которой вы работаете, хорошо проветривалась

Кислород является одним из важнейших компонентов, из которых складывается система жизнеобеспечения мозга. Свежий воздух обеспечивает оптимальное количество кислорода для питания вашего мозга, в результате чего улучшается острота восприятия и производительность мыслительной работы.

Обставьте комнату так, чтобы она отвечала вашим представлениям об идеальном месте для интеллектуальной работы

Следите за тем, чтобы ваши стул и стол были самого высокого качества, а их конструкция позволяла занимать удобную позу за столом. Правильная поза обеспечивает оптимальный Приток крови в мозг, что ведет к более острому восприятию и более высокой производительности умственного труда. Кроме того, хороший дизайн и эстетическая привлекательность используемой вами мебели доставляют желание работать.

Следите, чтобы окружающие предметы обстановки доставляли эстетическое наслаждение

 Поскольку учеба нередко ассоциируется с наказанием, многие подсознательно превращают свое рабочее место в тюремную камеру. Создайте себе место для ты, к которому вы бы стремились, даже если никакой иной цели его использовать у вас в данный момент нет(пара любимых репродукций на стенах, оригинальный коврик на  полу).

Работайте под приятную музыку или в тишине — как предпочитаете

 

V. Типичные ошибки, свойственные начинающим составителям интеллект-карт (майндмаперам)

 

Для любого начинающего майндмапера наиболее типичными являются четыре следующие ошибки:

1.                               Составление интеллект-карт, которые на поверку таковыми не являются;

 Подобные структуры, часто именуемые «паутинными диаграммами», если используются в качестве интеллект-карт, ведут к путанному и хаотичному выражению мыслей.

Поскольку законы ясности, эмфазы и ассоциирования не ,получили должного применения, то вместо порядка и структурной целостности получилась путаница, скучная монотонность и хаос.

2. Убеждение, что фразой можно сказать больше, одним словом

Наилучшим способом прокомментировать данную ощИ(-можно с помощью одного примера.

 

3. Убеждение, что «беспорядочные» - интеллект-карты не несут в себе никакой пользы

. Присущую ей беспорядочность следует уценивать как отражение реальных условий, в которых пришлось ее составлять, или же как характеристику того потока информации, которую  мозг воспринимал, пока ее вставляли. Ей не хватает ясности или привлекательности, она по-прежнему является точной записью мыслительных процессов, происходивших в мозгу во время ее составления. :Аккуратные линейные записи, составляющие традиционный конспект, могут доставлять эстетическое удовлетворение. Но какую они имеют информационную отдачу? Лишенный эмфазы и ассоциаций, не позволяет составить представление о том или ином предмете. Осознание этого позволяет отчасти избавиться от чувства вины по поводу «беспорядочности» собственных интеллект-карт и не впадать в самоуничижение. Следует сказать себе, что вина за беспорядочность, нестройность и путаность зафиксированных мыслей лежит на лекторе, и на основании которой составлен конспект, или на авторе, прочитанной книги.

4. Болезненное восприятие неудач при составлении интеллект -карт

Иногда удается сходу составить нечто, что можно считать «законченной» интеллект-картой, чаще же работа завершается созданием лишь «первой редакции». Если  не устраивает качество составленной  интеллект-карты и присутствует разочарование на сей счет, просто напомните себе, что это всего лишь черновой вариант, который потребует пересмотра до тех пор, пока не обретет зрелую форму.

 

VI. Применение интеллект-карт

 

Интеллект карты применяются в:

1.           Обучении: Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая    помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам).

2.           Обзорах и резюмировании:  Возможность быстрого составления емких и эффективных записей. Удобное использование записей в последующем. Понимание связей и взаимодействий в записи. Информация записывается в более понятной форме, что позволяет легче разобраться в ситуации.

3.           Концентрации: Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех ваших способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения и результативность при этом значительно увеличивается. Вам также не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания.

4.           Запоминании: Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за "крючок" и Вы все вспомните. Затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими Вашими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминание и Вашу память в дальнейшем. Легкое воспоминание. Видение информации внутренним мысленным взором.

5.           Организации: Вы видите все детали ваших дел, лучше понимаете партнеров, хорошо организуете рабочее время и другие аспекты своей деятельности.

6.           Презентации: Вы можете быстро и полноценно подготовиться к выступлению. Ваша презентация будет более полноценной и понятной для слушателей из-за использования естественных законов мышления. Вам достаточно подготовить одну карту на большое выступление, а не многостраничные шпаргалки, в которых сложно найти информацию. Объемная структура карты позволяет Вам в любой момент легко изменить направление выступления и не испытывать при этом затруднений (в отличии от линейного доклада)

7.           Общении: Использование карт и радиантное мышление позволяет легко и понятно изложить свое мнение и мыли другому человеку и понять то, что хочет сказать он. Эффективный способ привести группу к общему решению (мнению) и выяснить причины проблем в коллективе.

8.           Планировании: Организация всех  деталей с начала и до конца на одном листе бумаги. Все дела взаимосвязаны и понятно, что от чего зависит. Изменение и коррекция планов происходит быстро и наилучшим способом.

9.           Собраниях. Встречах. Руководстве: Планирование повестки дня, обсуждаемых вопросов, дел, которые необходимо реализовать, занимающее минуты... Выполнение работы быстро и эффективно. Сотрудники понимают Ваши мысли и идеи. Универсальный язык для реализуемых проектов и заданий.

10.      Тренингах: Проведение тренингов становится более легким, эффективным и быстрым. Вы можете подготовить тренинг значительно быстрее, чем ранее. Изменить и адаптировать тренинг под конкретные нужды становится значительно легче. Более качественное отслеживание и исправление ошибок.

11.      Мышлении: Хороший метод анализировать свои мысли. Ваше мышление становится более четким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются. Чем больше используется метод Mind Map, тем более эффективным становится Ваше мышление.

12.      Переговорах: Выявление проблемы, вашей позиции и всех возможностей для маневров. Быстрое реагирование на предложения оппонента. Более ясное и четкое понимание своего состояния. Возможность легко и понятно объяснить оппоненту преимущества Вашего и недостатки его предложений.

13.      Развитии интеллектуальных способностей: Новый подход к проведению мозгового штурма. Быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Вы способны с помощью карт создать за час столько идей (сотни и более), сколько не выдаст целая группа, работающая бессистемно. Легкое прослеживание взаимосвязей идей и поиск альтернативных решений. Облегчение внедрения идей в последующем. Эффективное улучшение идей для дальнейшего использования.

 

Заключение

 

Люди вроде Леонардо да Винчи и Эйнштейна достигли своего величия, не иначе как используя более широкий спектр ментальных способностей, нежели их современники. Приведенные примеры автографов подтверждают эту предпосылку, свидетельствуя о том, что «великие умы» на самом деле использовали большее количество своих ментальных способностей и что, в отличие от своих более линейно мыслящих временников, интуитивно использовали принципы радиантного мышления и интеллект-карт, хотя и в весьма упрощенном виде.

Использование всего диапазона ментальных способностей

Существует сравнительно быстрый способ проверить качество конспектов - своих собственных или кого-либо из ваших знакомых. Для этого достаточно свериться с перечнем ментальных функций :

1.   Речь

      Слова

      Символы

2. Операции с числами

3. Логическое мышление

·          Последовательности

·          Перечни

·          Линейные отношения

·           Анализ

·          Восприятие времени

·          Ассоциации

4.         Ритм

5.         Цвет

6.         Воображение

       Мечтание

       Формирование мысленных образов

7.       Пространственное восприятие

       Восприятие размеров

       Гештальт (целостное восприятие)

И посмотреть, сколько из них находит отражение в исследуемом конспекте - чем больше, тем лучше.

Автографы (приложение 2), представленные на следующей странице, автором которых являлся Леонардо да Винчи, прекрасно демонстрируют только что сказанное. Он использовал слова, символы, оперировал последовательностями, перечнями, использовал линейные образы, анализировал, демонстрировал визуальный ритм, обрабатывал числа, рисовал воображаемые образы, стремился к объемному представлению объектов окружающего мира, а также не забывал о гештальте, - иными словами, являлся примером совершенного ума, выражающего самого себя совершенным же образом.

Ссылки:

 

[1] Т. и Б. Бьюзи. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.: ил.

[2] Маукл Дж. Гелб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 304 с.: ил.

[3] Т. Бьюзи Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 208с.: ил.

[4] Т. Бьюзи Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.: ил.

[5] Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.: ил.

[6] Линда Периджо Леу Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 288с.: ил.

[7] www.mindmap.ru

[8] www.ygnius.com

[9] www.conceptdraw.ru

[10] www.mindmap.ru/download/setupxpl.exe

 

Hosted by uCoz